(пусто)
 
Блог / Новости
Голосование

Блог / Новости RSS 2.0

Методики обучения чтению. Читать раньше, чем говорить

«Стартовать» можно буквально с пелёнок, используя метод глобального чтения, единицей в котором является целое слово. Сегодня родители чаще всего знают его как метод Гленна Домана. Суть его в следующем: ребенку показывают карточки со словами, написанными крупными красными буквами. Высота букв и размер карточки строго регламентированы (7,5 см и 50х10 см соответственно). Карточки показываются в течение секунды, блоками по 5 слов. Каждое слово громко и чётко произносится взрослым. Начинают с простых и коротких слов, затем слова становятся длиннее, объединяются в словосочетания и предложения (сначала простые, затем распространённые), тексты и затем книги. Занятия проводятся ежедневно, по 3-5 блоков в день, каждый блок – не менее трёх раз. 

  Чтение целыми словами более физиологично, чем чтение по буквам. Ребенок, обучающийся «по Доману», рано учится читать и обладает энциклопедическими знаниями. Но эта методика очень трудоемка (если родители сами изготавливают карточки, а не покупают готовые наборы или не показывают компьютерные презентации). 

В России методика Домана была доработана Андреем Маниченко, создавшим системы развития интеллекта «Умница» («Чтение с пелёнок», «Букварь с пелёнок» и др.). Они адаптированы к возможностям русского языка и включают игровые элементы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным для родителей и для малыша. 

Методика Домана легла в основу методики Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя».  Обучение чтению по Лупан больше походит на игру. Начинать предлагается с пропевания алфавита на любую подходящую мелодию. Затем пропеваются отдельно гласные звуки, отдельно согласные, затем слоги. Карточки со словами также присутствуют, но принцип их использования иной. Карточки нужно  развешивать по дому на тех предметах, которые они обозначают. Когда малыш запомнит эти слова, мама может приступать к созданию самодельных книжек, в которых главными героями являются ребенок, его близкие, игрушки и предметы, вызывающие у малыша радость. Буквы должны быть крупными, а предложения – короткими. Сам процесс чтения должен вызывать у ребенка всплеск положительных эмоций. Также Сесиль Лупан придумала забавную азбуку, буквы которой выполнены в форме забавных зверьков и человечков. 

Ура! Склад! 

Методу глобального чтения и чтению по буквам можно противопоставить метод чтения по складам.  Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква (СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Склад  - это совсем не то же самое, что слог: они могут совпадать (например, в слове «зима» 2 слога и 2 склада), но чаще происходит обратное (например, в слове «всплеск» 1 слог, но 6 складов).

Самой известной из складовых методик является методика Николая Зайцева. «Азбука вредна!», - утверждал  он, ведь дети, которые учатся читать, связывая картинку и букву, затем не могут понять, как из «зебры – аиста – ящерицы – цапли» получается «заяц». Да и звучат буквы в слове иначе, чем по отдельности. Даже слово «МАМА» ребенок, учившийся по азбуке, прочитает как «ЭМ-А-ЭМ-А», а самый обычный «КОТ» превратится в непонятное «КА-О-ТЭ» (толстовского Филипка вспоминаете?). Тут на помощь могут прийти кубики Зайцева. В набор входит 61 кубик, 7 из которых повторяются, чтобы можно было составить слова «мама», «папа», «дядя» и им подобные.

Кубики Зайцева делятся на:

- большие (с твердыми складами) и маленькие (с мягкими складами);

- одинарные и двойные (склеенные друг с другом кубики с согласными, которые «дружат»  не со всеми гласными – Ж, Ш, Щ Ч);

-  железные (со звонкими складами), деревянные (с приглушенными складами), золотые (с гласными). Кубики наполняются деревяшками и металлическими крышечками, издающими глухой или звонкий звук соответственно.

Гласные буквы на кубиках пишутся голубым цветом, согласные – синим, а твердый и мягкий знак – зеленым. В набор включен один белый кубик со знаками препинания. Продаются кубики Зайцева в трех видах – стандартные собранные, несобранные и пластмассовые. В комплект входят и специальные таблицы, которые закрепляются таким образом, чтобы нижний край находился минимум на высоте поднятой ручки ребенка (малыш должен тянуться к таблице – это отличная профилактика сколиоза).

Родителям, «занимающимся по Зайцеву», придется совершенствовать свои вокальные навыки и тренировать память. Дело в том, что склады не просто проговариваются – они пропеваются. Начинать занятия рекомендуется с 2 лет.

не менее эффективныдинамические кубики Чаплыгина,появившиеся на рынке развивающих игр несколько лет назад. В комплекте 20 деревянных кубиков – 10 одинарных и 10 двойных. Двойные кубики закреплены на специальной платформе и вращаются вокруг своей оси. Используя один двойной кубик, можно получить 32 разных склада. Первые два двойных кубика позволяют составить около 20 слов, знакомых ребенку (мама, папа, каша и т.д.), три кубика дают в результате более 500 слов, а из полного комплекта можно составить практически все, что душе угодно. Учиться читать по Чаплыгину очень весело и просто. Например, можно «сделать из мамы папу»: МА-МА на глазах ребенка превращается в МА-ША, МА-ША в ПА-ША, а ПА-ША в ПА-ПА. Кубики Чаплыгина полностью готовы к использованию, родителям не понадобится ничего резать, клеить или развешивать по стенам. Нужны только сами кубики и небольшая методичка, входящая в комплект. Начинать заниматься по этой методике авторы рекомендуют с 3-х лет или с того возраста, когда ребенок начнет хорошо говорить.